Август 2017. Норвегия, парк Йотунхеймен

Этот пост - серия  ежедневных мини-рассказов про наше северное путешествие по Норвегии.
Первый день в стране был днём сбора участников группы в городском кемпинге Экеберг в Осло. Конечно, как любой приличный северный город, Осло встретил нас проливным дождём и мы с успехом поставили палатку на мокрую траву в раскисшую землю. Утром все наши 9 будущих героев сели на рейсовый автобус и отправились в 5 часовую поездку к посёлку Гьендесхейм, на берегу живописного озера Гьенде в Национальном парке Йотунхеймен (да, эти названия даются совсем не просто :) . Переплавились на пароме к селению Мемурубу и пройдя несколько километров через четырехсот метровую гряду поставили наш второй лагерь в диком месте среди мха, приземистых кустарников, небольшого ручейка и камней. Во время ночёвки пережили немного беспокойную ночь при нулевой температуре, постоянном шуме от сильного ветра по нашей палатке (на фотографии она зелёная Husky) и угрозой оказаться без неё. Когда алюминиевые дуги порывами выгибало до уровня лица и будило среди ночи, мы сделали заметку, что на каждой стоянке стоит укреплять растяжки камнями. И как раз с этого солнечного утра начинался наш десятидневный пеший маршрут полный трудностей, спокойствия природы и безумства видов!

День 3.

Наверное одно из самых ярких впечатлений, от нашего десяти с половиной часового перехода на этот день, стала встреча с довольно приличным стадом диких оленей с самого утра (их можно увидеть на первой фотографии чуть левее и спереди нашей идущей группы). Они беззаботно паслись и огибали наш маршрут в течении первой половины перехода, но не приближаясь ближе, чем метров на 100. Видна бы иерархия и мужские особи всегда контролировали расстояние и следили за передвижением. Наш маршрут лежал вдоль горного озера Руссванет через перевал, на котором мы смогли походить по своему первому этим летом снегу, и до приюта Глиттерхейм, возле которого мы и поставили свой лагерь. Конечно, для первого дня столь длительный переход по пересечённой местности оказался довольно утомительным. Но мы потеряли примерно часа полтора из-за того, что набрав высоту к мосту через быструю реку, он оказался нефункциональным. Пришлось спускаться к месту, где река впадала в озеро и перейти по недавно возведённому. На самом деле, по пути попадались несколько табличек с надписью "Ny bru" и направлением движения, но кто знал, что по норвежски это значило "Новый мост" :)

p.s. естественно, что и в этот день был дождь, как и во все последующие

День 4.

Наша интернациональная группа состояла из 9 человек. Пять из них это отважные девушки, красивые и целеустремленные, сильные духом и открытые сердцем. Стоило только удивляться и уважать их за темп переходов, желание дойти и за стойкость к трудностям. Плюс ещё четверо парней, один из которых это наш гид - Максим. Действительно хочется сказать огромное СПАСИБО Кулуар клубу , с которым мы идём уже не первый раз в горы, и конечно отдельное СПАСИБО (размером с Эверест) Максиму за этот невероятный опыт, поддержку, профессионализм и душевные вечера с гитарой и укулеле.
Итак, на четвёртый день наша команда (а мы стали уже действительно командой, а не просто группой людей) из Украины, Беларуси и России прошла путь в 16км вдоль двух озёр с пейзажем напоминающим Мордор, огромное каменное поле, где и ногу то поставить нормально нельзя, не встретив угловатый камень, достигла приюта Шпиттерстулен. Последние часа два пути на спуске к лагерю шёл дождь, часть нашей одежды и обувь промокла. Примерно половина группы решила заселиться в приют,чтобы набраться сил на восхождение, высушить вещи и понежиться в уюте цивилизации. К сожалению, в этот день не обошлось без плохих новостей т.к. во время спуска наша девочка Таня подскользнулась и повредила колено. Эта неприятность не позволила на завтра ей участвовать в восхождении на Галлхёпи́гген, нашей кульминации, но далеко не окончании похода!

День 5 (Восхождение).

Галлхёпи́гген - высшая точка Скандинавских гор, эта гора покрыта ледниками и вечными снегами. Подъём до вершины занял примерно пять часов, спуск ещё три. Важным фактором для подъёма, кроме хорошей физической формы, снаряжения и воли, конечно является погода и нам с ней повезло, по крайней мере до обеда. Но на конечном этапе восхождения нас накрыло облако (самое настоящее облако на уровне глаз!) со снегом и штормовым ветром. Вокруг осталось только молоко снежной метели, характерный шум ветра по капюшону мембранной куртки, твоё тяжёлое дыхание и цель, которая где-то далеко впереди наверх. На последних фотографиях, где Ксюша борется со стихией можно примерно понять настроение стихии.

Во время подъёма встретили несколько групп людей, молодых парней и девушек, которые не смогли зайти из-за снега и ветра и их просто не пустила гора. Они спускались мокрые и уставшие, расстроенные и немного подавленные, но с осознанием того, что нельзя нахрапом взять вершину, если ты не готов к ней и решил подняться должно не подготовившись.

P.S. Вся наша команда зашла и спустилась до лагеря удачно, с ещё одной заметкой у себя в осознании, что мы чего-то стоим. Невозможно описать состояние на подходе к вершине, когда не остаётся ничего в мыслях, и наверное в этот момент ты перезагружаешься

День 6

Наверное один из самых относительно простых дней перехода (всего-то шесть с половиной часов пешком). Мы прошли расстояние от приюта Спитерстулен и преодолев склоны, каменные долины, серо-голубые озера и очередные перевалы, дошли до места нашей следующей ночевки на берегу тихого горного озера Лейрватнет, расположившегося у подножия удивительной по форме горы Кирка.Именно в этот день солнечная погода, отличное настроение и свободное время позволили сделать нашу традиционную съёмку в красном платье. Завтра дополнительным постом я покажу наш скромный результат, но для меня как фотографа, хочется сказать, что это было настоящее мучением находиться среди такой нереальности норвежской природы без нормальной камеры. Все снимки, которые я выкладываю сделаны исключительно на телефон т.к. дополнительно брать тяжёлую технику к своему 20 килограммовому рюкзаку было бы слишком. ССЫЛКА НА ИСТОРИЮ

P.S. Возле нашего палаточного лагеря находился ещё один приют Лейрвасбу, который подарил нам душ, сушилку и приятный вечер в тепле под звуки укулеле. И там же у группы случилась настоящая беда, с которой каждый сталкивался в путешествии! Через 5 дней пути без связи, мы добрались до его величества ИНТЕРНЕТА (последнее фото в посте ярко говорит о последствиях, к счастью непродолжительных :))) и мы с успехом вырвались из этой временной воронки).

День 7

В этот и последующие дни наш маршрут лежал в основном только вниз. От озера, у которого ночевали, мы начали спускаться каменистой тропой к долине реки Сторутла, которая в свою очередь впадает в самый большой в Европе фьорд. В плане растительности пейзаж стал довольно резко меняться в сторону зелёного.Кроме мха и скудной травы, наших постоянных спутников до этого, мы начали встречать небольшие кусты и даже карликовые деревья. Также впервые мы столкнулись со съедобными грибами и ещё (а возможно и всё время) кисловатыми ягодами: черникой и морошкой, которыми по возможности мы и подпитывались)
Изначально у нас планировалась дикая стоянка на берегу реки, но как это обычно бывает здесь, дождь спутал наши планы. На самом деле не было и дня в Норвегии без дождя (и всё это августе!), а зачастую даже пол дня норвежские боги не оставляли нас без осадков. Конечно всегда приятно пройтись по скользким камням часа четыре под дождём с двадцатикилограммовым рюкзаком и мокрыми ботинками. Но ещё слаще было немного изменить маршрут и в этот день заночевать в самом волшебном месте на земле, в котором нам довелось побывать - в приюте Скогадалсбоен. К нему не ведут дороги и нельзя приехать на машине или другом транспорте, и только узкие горные тропы ведут к этому месту. Необходимые грузы привозят на вертолёте, отопление от каминов или печей, а электричество только от генераторов, и то его выключают к 11 часам. Это место подарило всей нашей команде теплоту уюта, комфорт и навеяло атмосферой настоящей норвежской сказки.

День 8

Ещё один дождливый, но уже относительно тёплый денёк. Сегодня наш путь лежит по норвежским лесам, в сторону красивой старинной горной фермы Веттисморки. Мы продолжаем спускаться и довольно заметно подобрались к уровню моря, если точнее, то мы примерно в 600 метрах по высоте. Сейчас большинство домиков на ферме, возле которых мы и поставили свой лагерь - это так называемые дачи норвежцев. Выглядят они очень симпатично, ведь построены в традиционном норвежском стиле: стены выполнены из грубого дерева, некоторые из домов украшены оленьими рогами, а на крышах растет трава и даже цветут цветы! Такой домик можно арендовать на несколько дней для полного погружения и слияния с природой, ведь как и большинство строений в парке Ютунхеймен к нему ведут только пешие тропы. Вы берёте ключи в где-то в городе, сначала едете на машине, а потом топаете минимум пол дня к своему месту проживания.
Пока мы сидели на привале под дождём, наши две девочки во время перехода насобирали 5 кг отличнейших грибов! И кроме стандартного вечернего супа, у нас был приятный грибной бонус, который мы готовили, наверное часа 4 :) Вся прелесть этого вечера была сосредоточена в настоящем костре из дров, запахе дыма и треске древесины. Это особенно резко ощущалась после 8 дней готовки на походных газовых горелках.

День 9 и последующие.

Этим постом закончу свою небольшую серию рассказов про наш поход "Открой сердце Северу" (по-моему название как нельзя подходит про всё приключение).
На девятый день перехода нас ждало впечатляющее зрелище – один из самых больших и красивых водопадов Европы – Веттисфоссен. Вода горной реки, круглогодично падая с большого обрыва высотой 270 метров, не достигая земли, разбивается в мелкие брызги. Вид и вправду впечатляющий, учитывая скалу на которую выходишь для обзора и девственную природу вокруг. В этот же день мы достигли первых дорог, настоящих магазинов, и всего то, что дарит нам цивилизация. Переправились на пароме в коммуну Согндал, что примыкает к основанию самого большого в Европе (всё тут оказывается самое большое :)) и второго по величине в мире фьорда - Согне-фьорд, где и поставили лагерь. Пробыв в кемпинге близ самого города несколько дней, изучив окрестности, конечно забравшись на вершину близлежащего фьорда, мы отправились в пятичасовое путешествие на катере в Берген. И оттуда на самолёте через Каунас добрались домой.
Про города, в которых мы побывали, цены, местную кухню, миллионы сувениров и другие обычно-туристические вещи я решил не рассказывать т.к. их в ленте у вас и так полно, как наверное южного моря, загорающих людей на пляже и других атрибутов августовских новостей из соц. сетей.
Добавлю, что уже давно для себя решил, что стоит коллекционировать впечатления, а не вещи, выходить из зоны комфорта и чувствовать мир вокруг, находя гармонию в делах и отдыхе. Ну а впереди ещё так много непокорённых вершин, как в прямом так и в переносном смысле!
Скажу ещё раз спасибо клубу Кулуар , нашему гиду Максиму, всем ребятам, с которыми мы прошли это приключение вместе и конечно моей волшебной и стойкой Ксюше за то, что всегда со мной.